Проект создания Центров обучения местного сообщества (ЦОМС) был инициирован в 1998 году офисом Программы Образования Для Всех ЮНЕСКО, Бангкок. В настоящее время такие центры действуют более чем в 20 странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Центральной Азии, включая Казахстан. ЦОМС – это ресурсно-учебный центр дополнительного (неформального) образования, который предоставляет информацию и проводит различные мероприятия (обучающие, общекультурные, оздоровительные, экологические и др.) для местного – городского или сельского — населения, направленные на развитие местного сообщества в соответствии с потребностями членов общины. Центры обеспечивают предоставление услуг непрерывного общего и профессионального образования людям разного возраста, чтобы они имели знания и практические умения, необходимые для улучшения качества их жизни в меняющейся социально-экономической ситуации. Имеются в виду, прежде всего, такие аспекты жизнедеятельности, как повышение образовательного уровня, квалификации, доходов, психологическая и социальная адаптация, улучшение здоровья, сохранение окружающей среды, развитие искусства и культуры. В Казахстане данный проект реализуется с 2002 года Ассоциацией «Образование Для Всех в Казахстане» при поддержке ЮНЕСКО — Бангкок и ЮНЕСКО — Алматы. В Республике были созданы 7 ЦОМС, в том числе 6 Центров в Жамбылской и Алматинской областях: в с. Карабулак Ескельдинского района, с. Аманбоктер Саркандского района (2003 г.), п. Отеген батыра, Илийского района (2011г.) Алматинской области, с. Ногайбай, с. Сортобе, с. Кордай Кордайского района и городе Таразе Жамбылской области (2003 г.) один в г. Караганде (2004 г.). Главной целевой группой программ ЦОМС стали люди, по разным причинам не имеющие возможности получить полноценное образование (например, дети дошкольного возраста, дети, не посещающие школу, безработные, одинокие и многодетные женщины, нетрудоустроенная молодежь, оралманы, инвалиды и пожилые люди). В настоящее время, помимо перечисленных групп, услугами Центров пользуются представители работающего населения, фермеры, руководители крестьянских хозяйств, учащиеся местных общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, желающие расширить/обновить свои знания и навыки в разных областях знаний. 4 Центра зарегистрированы как неправительственные некоммерческие организации. Остальные действуют в качестве общественных организаций, поддерживаемых местной администрацией и населением.

Ключевые профили работы Центров складывались с учетом результатов опроса местного населения, а также целевых обучающих программ, организуемых Ассоциацией «ОДВ в Казахстане» для руководителей, менеджеров и тренеров ЦОМС. Тематика этих программ также определялась результатами изучения образовательных потребностей местного сообщества, включая кадры самих Центров. Помимо обучающих, важное место в спектре оказываемых услуг   занимают общекультурные, оздоровительные, экологические, правовые и другие программы, представляющие повышенный интерес местных жителей. Значительная часть проводимых программ и мероприятий ЦОМС имеют воспитательное значение. Например, такие программы как «Развитие жизненных навыков», «Психологическая адаптация молодежи и подростков», «Танцевальная студия», «Экологическая деятельность» и др. С 2012 года в Центрах действует программа, инициированная ЮНЕСКО-Бангкок «Внедрение Руководства ЮНЕСКО по педагогическому просвещению родителей через Центры обучения местного сообщества». В рамках этого проекта эксперты Ассоциации «ОДВ в Казахстане» при поддержке ЮНЕСКО-Бангкок и ЮНЕСКО – Алматы провели 3 обучающих семинара для руководителей и тренеров ЦОМС по вопросам работы с родителями на основе вышеназванного Руководства. Материалы этих тренингов легли в основу практических действий Центров по вовлечению родителей на курсы и семинары, нацеленные на психолого-педагогическое просвещение родителей и других лиц, имеющих дело с воспитанием детей и подростков.

Логическим продолжением и следующей ступенью этой важной и актуальной работы ЦОМС мы видим программы обучения родителей по формированию толерантного поведения детей и подростков. Как показали результаты опроса руководителей и тренеров Центров (апрель 2014), на вопрос «Какое значение вопрос развития толерантного поведения имеет для населения вашего района/города/ села» все респонденты из 4-х возможных ответов (1.Очень важное. 2.Важное. 3.Неважное. 4.Не имеет значения.) выбрали первый – очень важное.

Благодаря поддержке Кластерного бюро ЮНЕСКО Алматы и с учетом результатов вышеназванного опроса, эксперты Ассоциации «ОДВ в Казахстане» сочли тему «Подготовка фасилитаторов ЦОМС к обучению родителей навыкам воспитания толерантного поведения у детей» востребованной и актуальной для разработки в рамках самостоятельного проекта. Опыт взаимодействия ЦОМС с родителями в сочетании с новыми знаниями и навыками, которые руководители и тренеры Центров получили в рамках настоящего проекта, являются хорошей базой для расширения их воспитательного потенциала с фокусом на программы развития толерантности у целевых групп местного населения.

С отчетом по проекту «Подготовка фасилитаторов ЦОМС к обучению родителей навыкам воспитания толерантного поведения у детей» вы можете ознакомиться здесь.