Отчет об итогах проекта «Подготовка фасилитаторов ЦОМС к обучению родителей навыкам воспитания толерантного поведения у детей».

                                          1

Выполнен Ассоциацией «Образование Для Всех в Казахстане» при поддержке ЮНЕСКО,

Алматы, (март-август 2014)

 

 

Содержание

 

Введение

 

  1. Основные цели и компоненты проекта

 

  1. Содержание и результаты обучающих мероприятий

 

  1. Методическое обеспечение семинаров

 

Заключение

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы толерантного поведения приобрели в последнее время широкую актуальность в мировом масштабе. Весьма существенны они и для казахстанской действительности.  При этом вопросы формирования толерантного поведения, то есть воспитание толерантности в процессе воспитания и обучения приобретает первостепенный практический интерес.

Для Казахстана рассмотрение проблемы толерантности в этнической сфере на государственном, межгрупповом и индивидуальном уровнях является наиболее актуальным. Государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию РК, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне центральной, региональной и местной власти. Методологические подходы в рассмотрении современных межэтнических процессов обозначены в работах Президента Н.А.Назарбаева «Казахстан-2030», «На пороге ХХI века», «Пять лет независимости», «В потоке истории» и др., в которых он постоянно подчеркивает важность сохранения нынешней гармонии и сотрудничества граждан и мира. Взаимоотношения этносов Казахстана в настоящее время политологи характеризуют как спокойные, но вместе с тем, отмечают их сложный, многоуровневый, и порой, противоречивый характер. В этих условиях воспитание толерантного поведения всех граждан Республики имеет злободневное значение и большой практический смысл.

Формирование толерантного поведения, по мнению экспертов, проблема воспитательная, т.е. неразрывно связана с культурой общения. Это один из самых острых вопросов в семье, в школе и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной воспитательной работе.

Основы толерантного поведения закладываются в семье, на примерах отношений родителей и детей. Как показывает практика, далеко не все родители придают этой проблеме должное значение. В этой связи целенаправленная организация обучения родителей и других лиц, причастных к воспитанию детей, навыкам толерантного поведения способствовала бы не только снижению педагогической безграмотности по данному вопросу, но и привлечению внимания заинтересованных лиц и организаций к этой важной актуальной теме. К таким организациям чаще всего принято относить школы, детские сады, колледжи и другие образовательные учреждения формального сектора. На наш взгляд, не меньшим воспитательным потенциалом обладают организации дополнительного, или неформального, образования, действующие в разных регионах Казахстана.

  1. Основные цели и компоненты проекта

Долгосрочная цель проекта направлена на усиление фокуса в деятельности ЦОМС на воспитание у детей, молодежи и взрослых навыков толерантного поведения. Текущая цель заключалась в подготовке фасилитаторов и менеджеров ЦОМС к проведению семинаров и тренингов для родителей и других заинтересованных сторон по вопросам толерантного поведения.

На наш взгляд, достижение этих целей проекта позволит обновить арсенал средств ЦОМС по воспитательному воздействию на местное население в духе мирного сосуществования, приобщить родительскую общественность к современным программам развития детей, выработать среднесрочную стратегию их развития с фокусом на усиление культурно-воспитательной и миросозидающей миссии, усовершенствовать соответствующие компетенции менеджеров и фасилитаторов центров. Помимо этого, реализация проекта будет содействовать расширению спектра деятельности ЦОМС, тем самым — повышению их устойчивого развития, поскольку вопросы воспитания толерантности у взрослых и молодежи уже сейчас имеют и будут иметь в дальнейшем все большее значение в обществе.

Стратегия реализации целей включала следующие ключевые мероприятия:

  1. Анализ текущей ситуации по теме проекта в 7 Центрах обучения местного сообщества.
  2. Проведение двух семинаров для менеджеров и фасилитаторов ЦОМС, руководителей дошкольных организаций/центров, других заинтересованных организаций: «Подготовка родителей к воспитанию навыков толерантного поведения у детей»   и «Из опыта ЦОМС по воспитанию навыков толерантного поведения у детей, молодежи и взрослых».
  3. Разработка пакета методических материалов для каждого из семинаров
  4. Обобщение и перевод методических материалов на государственный язык.
  5. Подготовка промежуточного и финального отчетов.

Для подготовки и проведения мероприятий проекта в 2014 г. была сформирована рабочая группа (РГ). В нее вошли эксперты Ассоциации «ОДВ» в Казахстане и руководители ЦОМС. Все действия осуществлялись в соответствии с Рабочим планом, составленным экспертами проекта.

Члены РГ изучили и классифицировали информацию и практический опыт по теме проекта (список источников приведен в «Информационно-методических материалах», подготовленных в рамках проекта, с. 32-33).

Был проведен опрос фасилитаторов и других представителей ЦОМС для уточнения учебных потребностей целевых групп по теме проекта и обобщены результаты. В опросе приняли участие 16 человек. Из ответов всех респондентов следует, что развитие толерантного поведения имеет очень важное значение для местного населения. Исследование проводилось на основе анкеты, содержащей 6 вопросов (полный текст анкеты имеется в Приложении 1 к «Информационно-методическим материалам»).

В определении понятия толерантности большинство опрошенных (13 из 16) акцентировали такие характеристики, как «Общение, направленное на достижение взаимопонимания» и «Открытое, непредвзятое отношение к человеческому многообразию». По мнению респондентов, главную ответственность за формирование толерантного поведения у детей и молодежи несут родители (10 ответов) и школа (5 ответов). Как полагают представители ЦОМС, отсутствие толерантного поведения проявляется чаще всего между людьми разных национальностей и конфессий (3 ответа), между людьми разного возраста (3 ответа), между родителями и детьми (4 ответа), между подростками (5 ответов). На вопрос «Какими чертами должен обладать толерантный человек?» каждый из респондентов выбирал 5 позиций. Среди предложенного перечня качеств наибольшее количество ответов пришлось на такие черты, как терпение, терпимость к различиям, умение владеть собой, умение не осуждать других , умение слушать и способность к сопереживанию.

Анализ итогов опроса показал, что все респонденты хорошо осознают важность и актуальность воспитания толерантного поведения у детей, подростков и взрослых, и видят особую роль в этом процессе семьи и школы.

Все респонденты заявили об актуальности темы проекта и дали свои предложения к содержанию семинара «Подготовка родителей к воспитанию навыков толерантного поведения у детей».

  1. Содержание и результаты обучающих мероприятий

 

Названный семинар был первым из двух запланированных обучающих мероприятий, проведенных в Алматы 5-6 мая и 24 июня 2014 г. на базе Алматинского колледжа Экономики и Технологии, коллектив которого в течение ряда лет является надежным и эффективным партнером Ассоциации «ОДВ в Казахстане» (программы семинаров см. в Приложениях 2 и 4). Майская встреча имела в основном информационную и ориентировочную направленность. Важно было уточнить потребности в изучении данной проблемы на местах, и какие источники могут быть использованы для проведения аналогичных семинаров с представителями целевых групп. С этой целью в начале тренинга была организована вводная дискуссия и ознакомление участников с итогами предварительного анкетирования менеджеров ЦОМС, о которых упоминалось в предыдущем разделе.

Особое значение придавалось информированию о международном и отечественном опыте формирования толерантности в обществе. В презентации по этим вопросам главный акцент был сделан на изучение Декларации     принципов     толерантности   ЮНЕСКО, 1995 и обзор работ Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, в которых он подчеркивает важность сохранения отношений гармонии и сотрудничества граждан Республики Казахстан и мира в целом.

Отдельная сессия отводилась для проведения интерактивных занятий участников семинара по материалам «Руководства по Педагогическому Просвещению Родителей», ЮНЕСКО Бангкок[1], 2012, касающимся формирования толерантных отношений в семье.

В заключительной части семинара участники, обединенные в региональные группы, составили проекты планов действий ЦОМС по воспитанию у детей, молодежи и взрослых навыков толерантного поведения. Во всех планах намечалось организовать пилотные семинары и тренинги по теме проекта. По итогам встречи были приняты рекомендации (Приложение 3) к дальнейшим действиям центров обучения местного сообщества.

Главный итог первого семинара мы видим в расширении информированности менеджеров ЦОМС по вопросам толерантности и их методической готовности к организации и проведению на местах обучающих мероприятий по данной проблеме с учетом имеющихся условий и потребностей.

В мае-июне т.г. менеджеры и фасилитаторы ЦОМС провели пилотные тренинги на местах с родителями и другими заинтересованными лицами по вопросам формирования толерантного поведения детей и молодежи. В числе таких лиц были руководители, учителя, классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги, старшеклассники местных школ. Основную категорию участников пилотных мероприятий составляли родители (преимущественно мамы и бабушки) и дети – дошкольники и учащиеся разных классов.

Презентации об итогах всех этих мероприятий были представлены на втором семинаре 24 июня т.г. Его перспективная цель заключалась в содействии распространению опыта неформального образования во имя мира и толерантности, текущая цель — в организации обмена опытом ЦОМС по подготовке родителей и других заинтересованных сторон по вопросам развития навыков толерантного поведения.

В ходе семинара удалось рассмотреть интересные примеры из местного опыта формирования толерантного поведения у представителей целевых групп ЦОМС. Помимо этого, были выявлены сильные, слабые стороны и неиспользованные возможности в опыте реализации программ ЦОМС по вопросам развития толерантного поведения. Далее приведены некоторые фото иллюстрации к местным мероприятиям.

                                 2

Семинар с родителями в ЦОМС с. Сортобе (работа в микро группах)

                                 3

Семинар с учителями в ЦОМС с. Сортобе

                                 4

Родительское собрание в ЦОМС г. Тараз, дворовый клуб «Арай»    

                                 5

Семинар с учителями, ЦОМС   Ескельдинского р-на  

                                 6

Занятие со старшеклассниками по развитию  

коммуникативных   навыков, ЦОМС  

Ескельдинского р-на

 

 

 

 

 

 

 

 


Из презентаций фасилитаторов Алматинского колледжа Экономики  и Технологии и ЦОМС Ескельдинского р-на.
         7             8

 

Всего в семинарах на местах приняли участие более 200 человек.

Все презентации вызвали живой интерес и активные дискуссии участников второго семинара. К сильным сторонам пилотного проведения обучающих мероприятий на местах слушатели отнесли следующие качества:

  • Профессионализм фасилитаторов.
  • Высокая заинтересованность и познавательная активность слушателей.
  • Наличие готовых разнообразных информационных и методических материалов для организации семинаров.
  • Вовлечение в семинары работников организаций формального образования (школ, колледжей, детских садов)
  • Обмен практическим/жизненным опытом между учителями средних школ и родителями по вопросам воспитания толерантности у детей
  • Включение темы толерантности в тематику классных часов и родительских собраний на будущий учебный год.
  • Потребность в проведении дополнительных мероприятий (игр, бесед, консультаций и т.д.) по данной теме.
  • Эффективность практических занятий в форме работы микрогрупп.
  • Сотрудничество с местной администрацией и организациями образования

Затруднения отмечены в связи с недостаточным участием мужчин, слабой организацией учительской аудитории и нехваткой видеоматериалов эмоционально-психологического и воспитательного содержания.

Заключительная сессия второго семинара была посвящена обсуждению культуры общения как главного инструмента толерантного поведения (презентация по этой теме и содержание микро групповых заданий приведены в Части 4 «Методических рекомендаций…»). Участие в анализе специально подобранных ситуаций помогло слушателям усовершенствовать навыки общения и активного слушания, изучения и разрешения межличностных конфликтов, ведения переговоров и принятия решений. По мнению участников семинара, презентации микро групп по развитию коммуникативных умений могут стать хорошим дополнительным методическим материалом для продолжения обучающих мероприятий на местах.

На наш взгляд, общим и наиболее важным результатом межучебного периода (пилотных семинаров на места) и второй встречи в Алматы является возросшая готовность обучаемых творчески применить полученные знания на практике. Во многом, благодаря этому, слушатели смогли достаточно профессионально проанализировать свои планы действий по внедрению в практику ЦОМС тематики по развитию толерантности и укрепления мира на местах, внести изменения и дополнения в соответствии с рекомендациями Декларации     принципов     толерантности ЮНЕСКО.

  1. Методическое обеспечение семинаров

 

Как уже отмечалось в начале отчета, при разработке данного проекта важное значение придавалось не только содержательному аспекту намеченных мероприятий, но и их методическому сопровождению. С этой целью, эксперты проекта подготовили методические руководства к двум обучающим семинарам. По признанию менеджеров и фасилитаторов ЦОМС, эти материалы помогли грамотно и содержательно провести соответствующие мероприятия на местах. В первоначальном варианте первая часть методических материалов включала в основном теоретические разработки вопроса о толерантности и обзор опыта воспитательной деятельности ЦОМС; содержание второй части было сфокусировано на вопросы развития коммуникативных навыков в теоретическом и практическом аспектах. В целях распространения   опыта, созданного в ходе проекта, и унификации методических пособий они были объединены в один материал — сборник, содержащий как теоретическую информацию, так и описание методики и практики подготовки родителей и других заинтересованных лиц и организаций к воспитанию навыков толерантного поведения у детей и молодежи.

Сборник состоит из четырех частей. В первой части рассматриваются общие вопросы толерантности: понятие, формы, краткая история проблемы. Вторая часть посвящена описанию возможностей неформального образования для психолого-педагогического просвещения молодежи и взрослых на местах. На конкретных примерах из деятельности ЦОМС показаны разнообразные мероприятия, имеющие воспитательную, миросозидающую направленность. Содержание третьей части освещает подходы к формированию толерантного поведения в семье, методы и приемы этой работы. Важное место отведено рассмотрению сути современной семьи, ее проблем, ее воспитательного и развивающего потенциала для детей. Акцентированы отношения родителей, бабушек и дедушек, как главного источника для формирования ценностных ориентаций, социального поведения детей и внуков. В четвертую часть включены практические материалы для фасилитаторов, желающих провести тренинг по вопросам развития у детей и взрослых коммуникативных умений, в том числе пример презентации и практических заданий для участников тренинга. Полагаем, в таком виде сборник будет востребован в равной мере как организациями формального, так и неформального секторов образования.

Эффективность предлагаемых материалов подтверждена опытом проведения обучающих мероприятий Ассоциацией «ОДВ в Казахстане» в рамках проекта ЮНЕСКО Алматы «Подготовка фасилитаторов Центров обучения местного сообщества (ЦОМС) к обучению родителей навыкам воспитания толерантного поведения у детей».

 

 

 

 

 

Заключение

Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития и воспитания современного человека.

Воспитание как процесс взаимодействия (а не воздействия!), сопряжен с толерантностью — с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь тех ценностей, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают особенности другого.

Современный культурный человек — это не только образованный человек, но личность, обладающая чувством самоуважения и уважаемая окружающими. Поэтому важнейшей задачей семьи, образования является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача всех лиц и организаций, связанных с воспитанием детей и молодежи, состоит в том, чтобы воспитанники имели не только определенный багаж знаний, умений и навыков, но были людьми самостоятельными, обладающими толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Как показывает современная нестабильная ситуация в мире, деятельность по формированию толерантного поведения людей не должна ограничиваться отдельными проектами, мероприятиями или акциями. В Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО (1995) отмечено: «Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями».

В этой связи ЦОМС и другим организациям дополнительного образования предлагается проводить последовательную работу по развитию толерантности по самым разным направлениям, поскольку педагогических приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Это:

  • Беседа
  • Встречи с интересными людьми
  • Вечера отдыха
  • Экскурсии
  • Путешествия, выход на природу
  • Совместные творческие дела
  • Дискуссии
  • Игровые и конкурсные программы
  • Классные часы
  • Акции милосердия
  • Тренинги общения
  • Сказкотерапия и др.

При выборе метода, приема важно иметь в виду, что каждая новая педагогическая ситуация требует соответствующих способов воспитания, а каждый воспитатель/ родитель/учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю и уровню психолого-педагогических знаний и умений. Содействие в повышении этого уровня может стать одним из постоянных направлений работы организаций формального и неформального образования.

Приложение

 

Приложение 1

 

 

В опросе приняли участие 16 человек, представителей 5 ЦОМС и 2-х колледжей, принимающих участие в проекте. Исследование проводилось на основе нижеследующей анкеты:

А Н К Е Т А

Уважаемые коллеги, с целью уточнения программы семинара «Подготовка родителей к воспитанию навыков толерантного поведения у детей» предлагаем вам ответить на следующие вопросы и подчеркнуть наиболее подходящие для Вас ответы.

 

Вопросы Кол-во ответов
1. Какое определение, на Ваш взгляд, более точно выражает суть толерантности:

1.    Умение конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия

2.    Общение, направленное на достижение взаимопонимания

3.    Открытое, непредвзятое отношение к человеческому многообразию.

4.    Терпимость человека к обстоятельствам и окружению

5.    Какое еще?

 

 

 

1

 

7

 

2

6

 2. Какое значение вопрос развития толерантного поведения   имеет для населения вашего района/города/ села:

1.    Очень важное

2.    Важное

3.    Неважное

4.    Не имеет

 

 

 

 

16

3. Кто, на Ваш взгляд, в большей степени несет ответственность за формирование толерантного поведения у детей и молодежи?

1.    Семья/родители

2.    Детский сад

3.    Школа

4.    Друзья

5.    Кто еще

 

 

 

10

1

5

 

 

 

4. В какой среде, на Ваш взгляд, отсутствие толерантного поведения проявляется   чаще всего (в Вашем регионе)?

1.    Между людьми разных национальностей и конфессий

2.    Между людьми разного возраста

3.    Между родителями и детьми

4.    Между подростками

5.    Между руководителями и подчиненными?

6.    Между кем еще?

 

 

 

 

 

3

3

4

5

1

 

5. Какими чертами должен обладать толерантный человек? Выберете, пожалуйста, из нижеследующего списка 5 наиболее значимых, на Ваш взгляд, качеств:

Расположенность к другим

Снисходительность

Терпение

Чувство юмора

Чуткость

Доверие

Терпимость к различиям                                          

Умение владеть собой

Доброжелательность                                                            

Умение не осуждать других 

Умение слушать

Любознательность

Способность к сопереживанию

 

 

 

 

 

3

 

2

6

 

 

 

8

4

6

3

 

5

5

 

4

6. Какие вопросы, по Вашему мнению, следует обязательно включить в программу семинара по вышеназванной теме? Межнациональное общение детей. Толерантное отношение к детям-инвалидам. Игры для воспитания толерантности. Воспитание толерантного сознания в семье. Развитие адекватной самооценки ребенка. Эмоциональная культура родителей.

 

ВЫВОДЫ

 

Из ответов всех респондентов следует, что развитие толерантного поведения имеет очень важное значение для местного населения. В определении понятия толерантности большинство опрошенных (13 из 16) акцентировали такие характеристики, как «Общение, направленное на достижение взаимопонимания» и «Открытое, непредвзятое отношение к человеческому многообразию». По мнению респондентов, главную ответственность за формирование толерантного поведения у детей и молодежи несут родители (10 ответов) и школа (5 ответов). Как полагают представители ЦОМС, отсутствие толерантного поведения проявляется чаще всего между людьми разных национальностей и конфессий (3 ответа), между людьми разного возраста (3 ответа), между родителями и детьми (4 ответа), между подростками (5 ответов). На вопрос «Какими чертами должен обладать толерантный человек?» каждый из респондентов выбирал 5 позиций. Среди предложенного перечня качеств наибольшее количество ответов пришлось на такие черты, как терпение, терпимость к различиям, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать и способность к сопереживанию.

Анализ итогов опроса показывает, что все респонденты хорошо осознают важность и актуальность воспитания толерантного поведения детей и подростков и видят особую роль в этом процессе семьи и школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

ПРОГРАММА

 

семинара «Подготовка родителей к воспитанию навыков толерантного поведения у детей», организованного Ассоциацией «Образование Для Всех в Казахстане» при поддержке ЮНЕСКО, Алматы, 5-6 мая 2014г., г. Алматы

 

Место проведения: Алматинский государственный колледж технологии и менеджмента (АГКТиМ), ул. Чайковского, 7, тел.: +7 727 233 22 72.

Цели семинара:

  • Содействовать усилению фокуса в деятельности ЦОМС на       воспитание у детей, молодежи и взрослых навыков толерантного поведения.
  • Подготовить фасилитаторов и менеджеров ЦОМС к проведению семинаров для родителей и других заинтересованных сторон по вопросам развития толерантного поведения.

 

Ожидаемые результаты:

  • Рассмотрены примеры из местного и зарубежного опыта формирования толерантного поведения у детей, молодежи и взрослых
  • Разработаны проекты планов действий по вовлечению родителей и других заинтересованных сторон на местах в воспитание толерантности у детей и молодежи
  • Подготовлены рекомендации по распространению опыта работы ЦОМС по теме семинара

 

День 1

 

09:00-9.30 Регистрация участников семинара
09:30-10.00 Открытие семинара

 

Председатель: Тасбулатова Шайзада Умурзаковна, директор Ассоциации «Образование для всех в Казахстане»

 

Приветственные слова:

·         Халафова Айгуль, специалист по образованию Кластерного Офиса ЮНЕСКО, Алматы

·         Тасбулатова Шайзада Умурзаковна, директор Ассоциации «ОДВ в Казахстане»

 

10.00-10.10 Информация о целях и программе семинара.     Белослюдцева Валентина Николаевна, Эксперт Ассоциации «ОДВ в Казахстане»

 

10.10–10.30 Кофе-брейк
10.30-13.00

 

 

 

 

 

 

10.30-11.30

 

 

 

11.30-12.30

 

 

 

12.30-13.00

Рабочая сессия 1. Воспитательный потенциал Центров обучения местного сообщества.

 

Председатель: Оспанова Насымжан Жамбековна, директор Алматинского государственного колледжа технологий и менеджмента (АГКТиМ).

Воспитательные мероприятия в деятельности ЦОМС. Из опыта работы Ескельдинского, Сортобинского и Таразского ЦОМСов. Вопросы и ответы.

 

Вопросы толерантности: общее понятие, состояние на местах и потребности развития. Вводная дискуссия. Анализ итогов вводного анкетирования участников семинара. Белослюдцева В.Н. , эксперт Ассоциации «ОДВ в Казахстане».

Международный   и казахстанский опыт формирования толерантности в обществе. Презентация.   Ушакова Светлана Борисовна,   директор ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития». Вопросы и ответы.

13.00-14.00 Обед

 

14.00-17:00

 

 

 

 

14.00-14.10

 

 

 

14:10-15.00

15.00-15.50

 

Рабочая сессия 2. Основные этапы   формирования толерантного поведения в семье.

 

Председатель: Тельпекбаева Жанна Тлеубековна, директор

Политехнического колледжа «Прогресс», Иллийский р-н, п. Отеген батыр

Вступительное слово. Белослюдцева В.Н.

 

Интерактивные занятия по материалам «Руководства по Педагогическому Просвещению Родителей», ЮНЕСКО, 2012.

1.            Поведение детей. Преподаватели АГКТиМ.

2.            Многообразие Способов Общения у Детей. Преподаватели   Политехнического колледжа «Прогресс»

15.50-16.10 Кофе-брейк
16.10-16.40 Роль коммуникативных умений в развитии толерантности. Тренинг-игра. Белослюдцева В.Н.
16.45-17.00 Подведение итогов первого дня работы. Оспанова Н. Ж., Тельпекбаева Ж.Т.

 

 

День 2

9.30-13.00

 

 

 

 

9.30–10.00

 

10.00-11.00

Рабочая сессия 3. Все начинается с семьи! ?

 

Председатель:     Эрса Амина Мусаровна, фасилитатор ЦОМС с. Сортобе

 

Современная семья – какая она? Круглый стол. Тасбулатова Ш. У.

 

Отношения родителей как важнейший   элемент воспитания. Работа в   3-х микро группах. Белослюдцева В.Н.

 

11.00-11.20 Кофе-брейк

 

11.20-13.00

 

Методы и приемы воспитания толерантных отношений родителей и детей. Продолжение работы в микро группах. Белослюдцева В.Н.
13.00-14.00 Обед
14.00-14.40

 

Презентации групп
14.40-15.40

 

 

Разработка проекта планов действий ЦОМС по воспитанию у детей, молодежи и взрослых навыков толерантного поведения. Работа в региональных группах.
15.40-16.00 Кофе-брейк
16.00-16.30 Обсуждение итогов работы региональных групп.
16.30-17.00 Утверждение   проекта рекомендаций семинара. Подведение итогов встречи. Тасбулатова Ш. У., Белослюдцева В.Н.

 

 

Приложение 3

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

семинара «Подготовка родителей к воспитанию навыков толерантного поведения у детей», организованного Ассоциацией «Образование Для Всех в Казахстане» при поддержке ЮНЕСКО, Алматы, 5-6 мая 2014г., г. Алматы

Как показали презентации и дискуссии семинара, обучение взрослых, молодежи и детей навыкам толерантного поведения имеет большую актуальность как с точки зрения его соответствия государственной стратегии Казахстана, так и в плане удовлетворения потребностей родителей и других заинтересованных лиц на местах в психолого-педагогических знаниях, включая вопросы толерантности.

Результаты опроса руководителей и тренеров Центров Обучения Местного Сообщества (ЦОМС), также продемонстрировали высокую актуальность данного вопроса для местного населения.

Участники семинара выразили мнение, что имеющийся опыт взаимодействия ЦОМС с родителями в сочетании с новыми знаниями и навыками, которые руководители и тренеры Центров получат в рамках настоящего семинара, явятся хорошей базой для расширения их воспитательного потенциала с фокусом на программы развития толерантности у целевых групп местного населения.

С учетом вышеизложенного участники семинара предлагают:

  1. Провести аналогичные пилотные семинары с родителями и другими заинтересованными лицами и организациями на местах;
  2. Обобщить и представить полученные результаты пилотных встреч на следующем семинаре в Алматы, запланированном данным проектом;
  3. Ознакомить представителей местной администрации и других партнерских организаций с материалами семинара 5-6 мая 2014г. в Алматы;
  4. Ввести в практику ЦОМС организацию обучающих и общекультурных мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций Декларации     принципов     толерантности ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года;
  5. Ассоциации «Образование Для Всех в Казахстане» оказать методическую поддержку в организации воспитательных мероприятий ЦОМС;
  6. Организовать перевод материалов проекта (Методических рекомендаций) на казахский язык.
  7. Содействовать продвижению темы толерантности и образования во имя мира в организациях среднего, профессионального и высшего образования.

 

Приложение 4

 

ПРОГРАММА

 

семинара «Из опыта ЦОМС по воспитанию навыков толерантного поведения у детей, молодежи и взрослых», организованного Ассоциацией «Образование Для Всех в Казахстане» при поддержке ЮНЕСКО, Алматы, 24 июня 2014г., г. Алматы

 

Место проведения: Алматинский Государственный Колледж Технологий и Менеджмента (АГКТиМ), ул. Чайковского, 7, тел.: +7 727 233 22 72.

Цели семинара:

  • Содействовать распространению опыта неформального образования во имя мира и толерантности.
  • Организовать обмен опытом ЦОМС по подготовке родителей и других заинтересованных сторон по вопросам развития навыков толерантного поведения.

 

Ожидаемые результаты:

  • Рассмотрены примеры из местного опыта формирования толерантного поведения у представителей целевых групп ЦОМС
  • Выявлены сильные, слабые стороны и неиспользованные возможности в опыте реализации программ ЦОМС по вопросам развития толерантного поведения.

 

09:00 — 9.30 Регистрация участников семинара
09:30 — 10.00 Открытие семинара

 

Председатель: Тасбулатова Шайзада Умурзаковна, директор Ассоциации «ОДВ в Казахстане»

 

Приветственные слова:

·         Халафова Айгуль, специалист по образованию Кластерного Офиса ЮНЕСКО, Алматы

·         Тасбулатова Шайзада Умурзаковна, директор Ассоциации «Образование для всех в Казахстане»

 

10.00 — 10.10 Информация о целях и программе семинара.     Белослюдцева Валентина Николаевна, Эксперт Ассоциации «ОДВ в Казахстане»

 

10.10 — 10.30 Кофе-брейк
10.30 — 13.00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая сессия 1. Опыт ЦОМС в реализации программ     развития толерантного поведения у детей и взрослых.

 

Председатель: Эрса Амина Мусаровна, ЦОМС с. Сортобе Кордайского района Жамбылской области.

 

Презентации из опыта работы ЦОМС «Прогресс», Ескельдинского, Сортобинского Таразского ЦОМСов, Центра дополнительного образования АГКТиМ. Вопросы и ответы.

Заключительное обобщение. Белослюдцева В.Н.

13.00 — 14.00 Обед

 

14.00 — 17:00

 

 

 

 

 

14.00 — 14.30

 

 

14:30 — 16.00

 

Рабочая сессия 2. Культура общения – главный инструмент толерантного поведения

 

Председатель: Тельпекбаева Жанна Тлеубековна, директор

Политехнического колледжа «Прогресс» Иллийский р-н,

п. Отеген батыр

 

Роль коммуникативных умений в развитии толерантности. Презентация. Белослюдцева В.Н.

 

Анализ ситуаций общения. Работа в 3-х микрогруппах.

 

16.00 — 16.20 Кофе-брейк
16.20 — 17.00 Презентации микрогрупп.

 

17.00 — 17.20 Подведение итогов работы семинара. Вручение сертификатов. Тасбулатова Ш.У., Белослюдцева В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Директор                                                                    Тасбулатова Ш.У.

 

                      

[1] Проект по пилотному внедрению данного «Руководства..» в организациях дошкольного воспитания и обучения был реализован в 2012-2013гг. Ассоциацией «ОДВ в Казахстане» при поддержке ЮНЕСКО Бангкок и ЮНЕСКО Алматы. Менеджеры ЦОМС, являясь участниками проекта, получили хороший опыт работы с родителями и представителями дошкольных организаций.